Еще каких-то десять-двадцать лет назад у молодых людей считалось «крутым» много зарабатывать, делать карьеру, иметь роскошную квартиру и последнюю модель телефона, отдыхать на дорогих курортах… Однако в последнее время «тренды» изменились. Сегодня те, кому меньше 40 (а именно этот возраст официально объявлен границей между молодостью и зрелостью), все чаще отказываются от подобного «достигаторства» в пользу «простых человеческих радостей». Почему? И что у них сейчас в приоритете?
Они отказываются гореть на работе
Так называемая hustle-культура, внушающая, что необходимо любой ценой добиваться результатов, постепенно уступает место своей противоположности — quiet quitting, что означает «тихое увольнение». Но речь может не идти об увольнении в прямом смысле этого слова. Просто становится все больше людей, которые выполняют свою работу добросовестно, но без фанатизма, не выходя за рамки своих обязанностей. Они уходят домой с окончанием рабочего дня и совершенно не готовы трудиться в выходные и праздники или не спать ночь, корпя над отчетом.
Это оберегает от эмоциональных срывов и выгорания, которые ведут и к проблемам с физическим здоровьем. Так, американский аналитик Пейдж Уэст поведала в интервью изданию The Wall Street Journal, что приняла радикальное решение после того, как от постоянных рабочих стрессов у нее начали выпадать волосы и возникли проблемы
со сном. «Я сделала шаг назад и сказала, что буду работать ровно столько, сколько должна», — призналась она.
Они становятся дауншифтерами
Дауншифтингом называют сознательный отказ от карьеры ради повышения качества жизни. Например, женщина уходит с должности менеджера в компании, где у нее была хорошая и стабильная зарплата, и начинает заниматься выпеканием тортов. Не факт, что она таким образом много заработает, но ей это нравится. Есть те, кто становится фрилансерами и начинает работать по заказам. А кто-то сдает или продает свое жилье и уезжает в теплые края, чтобы наслаждаться морем и солнцем. Да, стабильности нет, но зато теперь они свободны и могут сами распоряжаться своим временем, а не отсиживать положенные часы в офисе, и могут жить в таком ритме, который для них комфортен.
Они больше не гонятся за роскошью
Современная молодежь уже не тяготеет к приобретению брендовых и эксклюзивных сумок, одежды, ювелирных изделий. Они больше не готовы переплачивать за логотип или номер в пятизвездочном отеле просто ради того, чтобы повысить свой статус. По данным социологических опросов, 73% миллениалов и 64% зумеров стремятся покупать практичные, а не люксовые вещи, которые прослужат долго и которые потом можно будет продать. Для них важна не статусность, а качество вещи. Например, остромодной вещичке «на один сезон» они предпочтут нечто гораздо более консервативное, но «на все времена».
Они периодически уходят в оффлайн
Молодые люди куда больше ценят личное время, чем предыдущие поколения. Они могут позволить себе в нерабочие часы не отвечать на звонки начальства и коллег и не общаться в рабочих чатах. Могут отключить уведомления, а могут даже выключить интернет или телефон и не выходить на связь. Иные сознательно пользуются только кнопочным телефоном, а не смартфоном, чтобы их не доставали сообщениями.
Далеко не все размещают фотографии из отпуска или каких-то личных моментов своей жизни. И это стало новым трендом. «Встретиться с родными, поговорить с друзьями вживую, обнять — без фото, без сторис…», — констатирует российский блогер Катя Конасова. По ее словам, пока одни зависают на маркетплейсах, учатся онлайн и советуются обо всем с нейросетями, другие вживую ходят на фитнес и пробуют кремы в реальных магазинах. И это куда круче, чем существование онлайн, так как сегодня такой образ жизни могут позволить себе немногие. Digital-детокс (сознательный отказ от пользования гаджетами) в наши дни воспринимается как разумная забота о себе.
Они используют предметы «из прошлого»
Это могут быть винтажная одежда, украшения, советские автомобили, старая мебель, фотоаппараты и магнитофоны из прошлого века, проводные наушники. Кстати, последний аксессуар используют в повседневной жизни даже знаменитости, такие как Белла Хадид, Лили Роуз Депп, Хейли Бибер. Многие читают книги в традиционном бумажном виде, а не на электронном ридере, хотя вполне могут позволить себе купить «читалку».
«Тяга к проводным наушникам и другим старым вещам — это реакция на нестабильный мир, — считает Катя Конасова. — Когда все вокруг меняется слишком быстро, когда ты не понимаешь, что будет завтра, хочется зацепиться за что-то простое, привычное и понятное».
Они активно занимаются саморазвитием
Мужчины, а особенно женщины моложе 40 нередко стремятся как можно глубже познать себя, свою личность, разобраться в своих внутренних проблемах. Они ходят к психологам, посещают различные тренинги и ретриты, способствующие духовному росту, всячески заботятся о ментальном здоровье.
Им свойственно экологичное мышление
Представители современной молодежи охотно участвуют в различных экологических акциях и движениях, проектах, связанных с защитой природы. Они могут, например, отказываться от использования пластика, поскольку тот не разлагается.
Также они нередко практикуют иммерсивный опыт взаимодействия с окружающей средой, то есть при выездах на природу, при походах в лес или парк проводят медитации, направленные на то, чтобы сполна прочувствовать местную «энергетику».
Молодые люди больше не спешат жить. Они хотят ощущать этот мир во всем его многообразии, и получать удовольствие от своих ощущений. А прогресс этому порой только мешает.